Голос Античности
Активное долголетие и философия жизни.

Что не «возродилось» в Эпоху Возрождения

На протяжении многих столетий Античности сформировался огромный пласт знаний и методов, которые были бы важны и интересны сейчас. И это бесспорно, античность являлась и является источником вдохновения во всех сферах жизни людей, великих и не очень.

Изучая Античность, я заметил, что часто некоторые вопросы неправильно трактуются в современном мире, или вообще упущены из виду. Не претендуя на роль глубокого научного исследования, я попытаюсь объяснить «своими словами» и объединить некоторые темы из античности в целостную концепцию моего сайта.

Разумеется, все в чистом виде использовать не получится: слишком большая разница между античностью и нашей эпохой (временная, культурная, информационная, научная, социальная и т.д.). Чтобы применить некоторые античные знания в наше время, их нужно адаптировать и некоторым образом «очистить от устаревшей шелухи».

Итак, что не возродилось в эпоху Возрождения.

  1. Возродился спорт, но не спортивный дух.

Спорт появился из религиозных обрядов, был повсеместен в грекоговорящем мире.

Игры были священными, как некие культовые праздники. Общеизвестно, что войны прекращались на период проведения некоторых соревнований. Боги изображались атлетичными, и люди, чтобы быть добродеятельными, должны быть подобны богам.

Это интересно и важно, но для наших целей интересен подход к спорту в другом аспекте, который развился только в Классический период.

Соревнующийся спортсмен был обычным гражданином полиса. Он занимал различные общественные должности (требование демократии), организовывал свое домашнее хозяйство, был воином в период сражений, отцом, любителем искусства, философом и др.  Он тренировался с детских лет, для этого была целая инфраструктура гимнасиев, палестр, стадионов и т.д.

Спорт был частью образа жизни в рамках понятий философии:

  1. «Калокагатия» (красивый и добрый).  Т.е. человек на протяжении жизни совершенствует в себе два неразрывных направления: внешнее, телесное совершенство и добродетели.
  2. «Арете» — соревновательности и стремление к превосходству.

При этом, это не был профессиональный спортсмен в нашем понимании. Это должен был быть разносторонний гармонично развитый человек. Силовые и скоростные рекорды не фиксировались, спортсмену достаточно было победить в конкретном соревновании. Победители награждались венками, у них были некоторые «социальные льготы», пользовались всеобщим уважением.

Позже, в эпоху Эллинизма и далее в Римскую этот образ в основной своей массе был утрачен.

Появилось два направления:

  1. На смену обычным людям пришли профессиональные атлеты. Они стали более массивными и мускулистыми, это уже были «машины для победы любой ценой», их часто финансировали спонсоры, спорт коммерциализировался.
  2. В Древнем Риме был «фитнес» с его термами, стадионами, библиотеками, бассейнами. Но это был просто ЗОЖ для аристократии.

Такой образ спорта и ЗОЖ перешел в наш современный мир.

А тот самый спортивный дух полисов Классического периода не возрожден. Спорт должен стать частью жизни, массовым, честным и общедоступным.

                  2.  Мы живем в «городах» , а не в «полисах».

Города – это, прежде всего, места для жизни, территория и здания. А полис – это, прежде всего, гражданская община.

Полис — это самый совершенный тип человеческого общежития в истории людей. Он, как нигде и никогда, способствовал личностному развитию, давал настоящее равенство граждан и действительное политическое участие. Ни в каких других типах государств не было такого раскрепощения творческого, состязательного духа, такого взлета и процветания культуры, спорта и т.д. (1)

Полис – это и есть «Град», упоминаемый Марком Аврелием.

И, конечно же, полис нельзя создать административно, «сверху». Это образ совместной жизни свободных, мыслящих людей.

___________________________________________________________
1. Античный полис «Курс лекций». Лекция 1. И.Е.Суриков

           3. Мы изучаем философию в университетах, но философии нет                 в  нашей жизни (нет общедоступных философских школ)

Если нет философских школ для «массового пользователя», то нет и широкого проникновения развития мысли в общество, а, следовательно, нет массового появления Свободных мыслящих людей. Философия остается только академической наукой, не влияющий на образ жизни людей.

          4. Сейчас есть «искусство», но наша жизнь не пронизана         искусством созерцания и восхищения Прекрасным (театр, храмы, спорт).

Искусство, как и спорт, имеет религиозные корни. Древний грек, посещая театр, прикасался к богу. Поэтому, посещение театров было бесплатным, даже для рабов. Если Вы посетите руины античных полисов, то поразитесь огромному количеству театров (не путать с римскими амфитеатрами для зрелищ). Говоря об искусстве, я имею ввиду театр, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, поэзию и прозу.

       5. В современном мире произошла сексуальная революция, но  отношение к сексу  и обнаженному телу табуировано.

Амулеты пенисов на удачу и другая символика были делом обыденным.

Секс не был гетеросексуальным или гомосексуальным. Даже терминов таких не было.  Секс был даром богов, и радость от него была, следовательно, делом праведным. Люди в нашем понимании были бисексуальными. Однако, не стоит путать цивилизованную раскрепощенность с распущенностью. Сдержанность и умение контролировать свои желания — одни из основных постулатов почти всех философских школ.

        6. Мы знаем, что умрем, но у современного человека нет спокойного и достойного отношения к смерти (как у стоиков). Тема также табуирована.

Например, такие тезисы:

  • Если человек не знает, как он достойно умрет, то и не сможет достойно жить.
  • Спокойное отношение к смерти и уважение к благородному самоубийству – характерная черта античности, ее нет в нашем мире (по крайней мере, в христианском).
  • Пожелание человеку не пике жизненного успеха «Умри сейчас» лишь на первый взгляд абсурдны.
  • Быть готовым к смерти в любой миг.

          7. Спокойное течение жизни и отношение ко времени.

Мы верим в прогресс, а это значит, считаем, что раньше было плохо, потом — хорошо, а станет лучше.

Мы родились, должны учиться, потом работать, работать все упорнее (чтобы ощущался прогресс в уровне жизни).

Для нас жизнь – гонка с ощущением, что время уходит.

Для просвещенного  жителя античной эпохи это было не так.

Летоисчисления не было. По олимпиадам время не считали, это миф. В Риме даты озвучивались, как «в год консульства такого-то…» (1)

Идеальный мир был в прошлом, во время богов и героев. В последующие столетия люди не меняются, жизнь стабильна, прогресса нет. Это сложно осознать нам, но попытаться можно. Жителя древнего мира привел бы в ужас наш мир, развивающийся не понятно в каком направлении и меняющийся ежедневно.

Кстати, рабочий день в античности был примерно от восхода солнца до полудня, дальше — личное и общественное время.

_____________________

(1) (М.Гаспаров «Занимательная Греция»)
При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2016 | All Rights Reserved | www.t150.ru
Яндекс.Метрика